КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ. ФЕВРАЛЬ

ДИРИХЛЕ И КРОЛИКИ

Самая распространенная формулировка принципа Дирихле, как ни странно, связана с кроликами:

если в n клетках сидит n+1 кролик, то по крайней мере в одной клетке сидит не менее двух кроликов. 


Естественно, что под кроликами и клетками могут пониматься не только голуби и ящики (как в английском варианте формулировки), но и вообще любые объекты, которые в математике принято заменять наборами множеств:
если в множестве А, содержащем n+1 элементов, имеется n элементов, удовлетворяющих каким-либо различным свойствам, то хотя 2 из этих элементов, имеют одинаковое свойство.

Примеры применения принципа Дирихле

1. Пусть диктант писали 30 человек. Вова сделал больше всех ошибок в работе - 13. Покажите, что минимум 3 ученика сделали равное количество ошибок.
Решение всех таких задач начинается с понимания, что мы относим к "клеткам", а что к "кроликам". В данном случае в качестве "кроликов" выступают ученики, а в качестве "клеток" - сделанные ими ошибки. 

Если в первую клетку посадить учеников, которые не сделали ни одной ошибки, во вторую - сделавших две ошибки и т.д., а в тринадцатую посадить Вову, то решить задачу можно опять методом от противного:

Пусть среди класса нет учеников, сделавших одинаковое количество ошибок. Тогда в каждой клетке максимум 2 ученика. Т.к. клеток всего 14 (в последней сидит один Вова), то суммарное количество учеников не может превышать 13*2+1=27 человек. Мы пришли к противоречию, т.к. диктант писало 30 ребят.


2. Докажите, что в любой компании есть два человека, имеющих одинаковое число знакомых в этой компании.  
Решение. Пусть в компании  n человек. Тогда у каждого человека может быть от 0 до  n-1 знакомых. Таким образом, количество знакомых может принимать  различных значений: 0, 1, 2, …, n-1. Поэтому если бы все  n человек имели различное число знакомых, то в компании присутствовало бы по одному человеку, имеющему 0, 1, 2, …, n-1 знакомых. Однако если в компании есть человек, имеющий n-1 знакомых, то он знаком со всеми, и следовательно, в компании не может быть человека, который совсем не имеет знакомых. Полученное противоречие показывает, что в любой компании найдутся два человека с одинаковым числом знакомых.

utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F                                                                          2. https://dzen.ru/a/X0iPfXt1QSuw6RI6


КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ. ФЕВРАЛЬ

Ио́ганн Пе́тер Гу́став Лежён Дирихле́ 
(13.02.1805 - 05.05.1859)

13 февраля 1805 года в небольшом немецком городке Дюрене родился человек, которому суждено было сделать великие открытия в области математики. Это Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле.

К важнейшим достижениям Лежёна Дирихле в науке относятся следующие:
  • Он ввёл такое понятие, как «условная сходимость» и определил её признак;
  • Доказал теорему о прогрессии;
  • Высказал принцип Дирихле;
  • Значительно развил теорию потенциала.
У Дирихле не было монументальных и обширных научных трудов, но все его исследования, наблюдения и трактаты издавались в математических научных журналах. Также сохранились лекции Дирихле. Всё это дало серьёзный толчок развитию математики в Германии, а также послужило примером для начинающих учёных. Труды Дирихле сыграли большую роль в исследовательской деятельности других математиков, которые на их основе сделали новые открытия.
ВОПРОС ДНЯ: КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ДИРИХЛЕ И ГОЛУБИ?

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ, 5 КЛАСС. 22-Я НЕДЕЛЯ

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ, 5 КЛАСС. 21-Я НЕДЕЛЯ

21-Я НЕДЕЛЯ (3-Я НЕДЕЛЯ 3 ЧЕТВЕРТИ)
ЗАДАЧИ НА РАСКРАСКИ
  1. Можно ли разрезать квадрат 10 х 10 на прямоугольники 1 х  4? 

  2. Отметьте на доске  8 х 8 несколько клеток так, чтобы любая (в том числе и любая отмеченная) клетка граничила по стороне ровно с одной отмеченной клеткой.  

  3.  Фигура «верблюд» ходит по шахматной доске ходом типа (1, 3). Можно ли пройти ходом «верблюда» с произвольного поля на соседнее? 

  4. В каждой клетке доски в 5 х 5 клеток сидел жук. Затем каждый жук переполз на соседнюю (по стороне) клетку. Докажите, что осталась хотя бы одна пустая клетка. 

  5. Дана доска в 19 х 19 клеток. На каждой клетке поставлено по шашке. Можно ли переставить шашки так, чтобы каждая шашка оказалась на соседней клетке (по горизонтали или по вертикали, но не диагонали)? 

  6. Докажите, что плоскость можно раскрасить девятью красками так, что никакие две точки одного цвета не будут находиться на расстоянии 1 м друг от друга. 

ПОДРОБНЕЕ: ​https://sites.google.com/view/irvirraf/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B5/3-%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C/3-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F​​​

---

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ, 5 КЛАСС. 20-Я НЕДЕЛЯ

20-Я НЕДЕЛЯ (2-Я НЕДЕЛЯ 3 ЧЕТВЕРТИ)
ЗАДАЧИ НА РАЗРЕЗАНИЕ
  1. Ваня хочет разрезать фигуру на рисунке на восемь доминошек и один квадрат 1*1. Сколькими способами он может это сделать? 

  2. Можно ли треугольник разрезать так, чтобы получилось 3 четырёхугольника?

  3. Разрежьте квадрат размером 4×4 на 4 равные фигуры. Резать можно только по стороне квадрата 1×1.
  4. Как разрезать прямоугольник, длина которого 16см, а ширина 9см, на две равные части, из которых можно составить квадрат?

ПОДРОБНЕЕ: ​https://sites.google.com/view/irvirraf/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B5/3-%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C/2-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F​​​

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ, 5 КЛАСС. 19-Я НЕДЕЛЯ

19-Я НЕДЕЛЯ (1-Я НЕДЕЛЯ 3 ЧЕТВЕРТИ)

ТУРНИРЫ

  1.  а) В однокруговом шахматном турнире с восемью участниками все партии закончились вничью. Сколько всего очков набрали участники? А сколько всего партий было сыграно? б) В незаконченном шахматном турнире сыграно пока только 15 партий. Сколько всего очков успели набрать участники? в) Закончился однокруговой шахматный турнир с 16 участниками. Чему равна сумма набранных очков? 
  2. В однокруговом турнире четырёх команд с начислением очков по системе 2–1–0 команда А набрала 5 очков, Б — 2 очка, В — 1 очко. Какое место заняла команда Г? 
  3. В однокруговом турнире участвовали шахматисты А, Б, В, Г и Д. При равенстве очков место определялось по дополнительным показателям. Известно, что Б занял второе место и набрал больше очков, чем В, Г и Д вместе. Каков результат партии между А и Б?
  4. В однокруговом футбольном турнире команд А, Б, В, Г команда А заняла первое место, а команда Б набрала 3 очка и заняла «чистое» второе место (то есть команда выше неё набрала больше очков, а каждая команда ниже неё — меньше очков). Восстановите результаты всех матчей.
  5. В футбольном турнире пяти команд победитель набрал столько очков, сколько все остальные вместе взятые. Сколько ничьих было в этом турнире?
  6. В однокруговом шахматном турнире участвовали 8 человек и все они набрали разное количество очков. Шахматист, занявший второе место, набрал столько же очков, сколько четыре последних вместе. Как сыграли между собой шахматисты, занявшие третье и седьмое места?
ПОДРОБНЕЕ: https://sites.google.com/view/irvirraf/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BA-%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B5/3-%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C/1-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F